В последние несколько дней в разных контекстах всплывала тема «короновирус в местах лишения свободы». Сегодня я даже дал комментарий на эту тему.
Между тем, общая картина, связанная с вирусом и местами лишения свободы, порождает ситуации, которых ранее возникнуть не могло, и которые администрация учреждений КУИС, и полиция, решать не желают.
1 или 2-го апреля из учреждения 155/9 (71-й лагерь), Заречное, Алматинская область, по УДО, освобождается осужденный Саят ДЖАСЫБАЕВ. Редкий для нашей практики случай — его освобождают под поручительство Общественного Фонда «Реванш»; собственно говоря, сама история получила огласку только потому, что люди из этого фонда «ударили в колокола».
Саят ДЖАСЫБАЕВ — инвалид 3 группы, больной человек, нуждающийся в медицинской помощи. Дома, на Нижней Пятилетке, где он и прописан, его дожидается тяжело больной отец. Ему готовы оказать поддержку в ОФ «Реванш» — продукты, одежда, оформление документов для учета, помощь фтизиатра… нечастый случай, прямо скажем, когда к «простому» осужденному есть такое внимание. Нечастый и похвальный.
Но все эти усилия могут пойти прахом именно по причине, связанной с короновирусом, карантином, и запретом на въезд в Алматы. Администрация учреждения, в лице «отрядника» Асета ЕРТАЕВА, намерена просто вытолкать осужденного за ворота лагеря, и — умыть руки, с антисептиком.
Да, обычно так и делается. В лучшем случае дадут на дорогу буханку серого хлеба и купят билет на автобус. Человек доберется сам. Но сейчас — все не так.
Транспорт не ходит. Лагерь в области, а осужденному нужно попасть из Заречного в Алматы, это пятьдесят километров. . Даже если он как то (как?!!) доберется до въезда в город, его встретит карантинный патруль, который может пропустить его в город только по удостоверению личности с алматинской пропиской; удостоверение сканируется программой, и выдается разрешение…
У осужденного инвалида ДЖАСЫБАЕВА удостоверения на руках не будет, оно уже ушло с документами к участковому Нижней Пятилетки, в Алматы, и будет выдано осужденному при постановке на учет по месту прописки.
Сейчас у него на руках — лишь «волчий билет», справка об освобождении, которая для этой программы — ничто. С этим «ничто» его, в лучшем, опять же, случае, развернут по схеме «туды рыло, где пердило», т.е. кругом. А скорее всего — сволокут куда нибудь в спецприемник, чтобы не мешался под ногами.
Что произойдет далее? Инвалид-легочник, бывший зэк, в спецприемнике, где всем пофиг на вирус — это почти готовый труп. Если выживет — через несколько дней участковый Нижней Пятилетки спокойно подаст его в розыск, потому что он, будучи условно-досрочно освобожденным, был обязан прибыть и встать на учет. Не прибыл — значит, побег. Значит, в розыск.
Через какое то время его «обнаружат» в спецприемнике, и кто там будет разбираться, кто будет слушать «наглого зэка», которого пропустили на УДО, а он тут же «сделал ноги»… Суд, возврат — гарантирован. Не он первый, не он последний, с кем поступают точно так же…
Другими словами — именно сейчас администрация учреждения сознательно готовит провокацию в отношении УДО-освобождаемого, при попустительстве участкового. Именно сейчас люди, которые обязаны принять меры и не допустить всего этого — этих мер не принимают.
@КУИС, @ДУИС по Алматинской области, Департамент Полиции г.Алматы Пресс-служба, самое время вмешаться в ситуацию, и помочь. Потому как то, что происходит сейчас — это должностное преступление. А за преступление должно быть наказание. И есть люди, которые будут этого добиваться.