Весной 2019 года в учреждении 155/14 (сто третий лагерь, Заречное, Алматинская область) ввели войска. Все происходило, как обычно, а значит – издевательства, унижения достоинства, избиения и пытки осужденных, полным традиционным «набором».
Отличие от «как всегда» было в том, что в это время в лагере отбывал срок очередной политический заключенный, Асет Абишев. Это все осложнило.
На слэнге сотрудников КУИС, Асет Абишев «завонял». Автору этого материала (авт.- Владимир Козлов) тоже доводилось слышать «сасык» — сквозь ментовские зубы, в спину. Что характерно – в совершенно аналогичных обстоятельствах, и более того – в этом же учреждении, только несколькими годами ранее.
Это «вертухайское» выражение используется, когда осужденный «таранит» за свои права, и права других осужденных, идет «до конца», не «включает заднюю», пишет одно заявление на сотрудников – за другим, и ломает им весь кайф: создает угрозу «наказуемости» традиционно ненаказуемого беспредела. Этой характеристикой — гордятся, потому что по лагерному укладу все, что для «ментов-беспредельщиков» плохо, арестанту — «считается».
Адвокат Гульнара Жуаспаева стала защитником не только Асета Абишева, но и еще восьмерых осужденных, пострадавших в той весенней лагерной «ломке». Она подала жалобу, и в июне 2019 года было возбуждено уголовное дело по факту преступления, а именно — массовых пыток в учреждении 155/14.
Следователь Б.Аманжол, опять же – традиционно, волокитил расследование, традиционно угрожал осужденным ответственностью за «клевету», опрашивал «кого надо», и игнорировал показания тех, кто «стоял» и не менял показаний.
Адвокат Жуаспаева, в тандеме с Коалицией НПО Казахстана против пыток, неоднократно указывала на предвзятое ведение следствия, и одна из ее жалоб была даже удовлетворена Илийским судом в декабре 2019 года. При этом суд обязал следователя Б.Аманжол провести ряд следственных действий, от которых он уклонялся. Следователь «забил», и в апреле 2020 года вынес постановление о прекращении уголовного дела, по тем же традиционным основаниям — «не нашло своего подтверждения»… При этом следователь Б.Аманжол «забыл» известить о прекращении дела адвоката Г.Жуаспаеву; можно предположить — для того, чтобы она пропустила сроки обжалования этого постановления.
В августе 2020 года адвокат Гульнара Жуаспаева подает жалобу в Илийский суд. И тут же — спецпрокурор А.Б.Абдуллаев отменяет постановление следователя Б.Аманжола о прекращении уголовного дела.
21 августа судья Илийского суда А Утебеков выносит постановление об оставлении жалобы адвоката Жуаспаевой без рассмотрения, по той причине, что прокурорское постановление обязывает следователя продолжить расследование уголовного дела, что и было предметом жалобы адвоката.
Описанная ситуация – еще один пример того, как КУИС, МВД, прокуратура и суд использует карантин, как повод для бездействия и «разваливания» дел о пытках.
P.S. Сегодня стало известно, что КУИС не дал разрешения адвокату Жуаспаевой и следователю Аманжолу на вход в учреждение, для продолжение следственных действий. Ссылаются на санврача. Волокита продолжается.
Традиционно.