Всю последнюю неделю полиция Казахстана занята тем, что задерживает людей, участвующих в поминальном мероприятии и новоселье для семьи убитого гражданского активиста Дулата Агадила.
Задержания происходят по всей территории Казахстана, в тех городах и сельских населенных пунктах, откуда люди приезжали в поселок Талапкер, под Астаной. Их задерживают сразу после возвращения домой, сразу отдают под суд, и суд оформляет (по-другому не скажешь) для них либо штрафы, либо административные аресты.
Причина этой полицейской истерии – участие этих людей в обычном мирном шествии, в поселке, с флагами Казахстана. Они никому не мешали, ничему не препятствовали, а главное – они реализовали свое КОНСТИТУЦИОННОЕ право на мирные собрание.
То самое право, которое растоптал первый диктатор Казахстана, Назарбаев, своим законом о порядке проведения мирных собраний, прямо противоречащим Конституции. То самое право, которое продолжает топтать его верный слуга, назначенный им на пост президента страны, Токаев. Он просто надел перед этим «дипломатические тапочки» в виде «реформирования» закона своего предшественника; ожидать чего-то другого от человека, который десятки лет прислуживал диктатору, а перед вступлением в новую должность поклялся ему в верности — не стоит.
Продолжающаяся полицейская операция по «показательному наказанию граждан за их право» обещает стать самой масштабной по своей географии и числу осужденных. Уже сейчас речь идет о многих десятках человек, и это продолжается.
Обращает на себя внимание не только количество «привлеченных к ответственности», но и то, насколько цинично происходит сама процедура «изучения доказательств», в некоторых случаях: Алма Нурушева была осуждена на семь суток ареста только за то, что после поминального аса мыла посуду в доме Дулата Агадила. Она не выходила из дома, не участвовала в шествии, но суду было достаточно полицейских показаний для того, чтобы признать ее «вину».
Этого системного обстоятельства, когда суд, особенно в «политических» делах, в ситуации «слово-против-слова» однозначно «верит» показаниям полиции – достаточно для того, чтобы и понять, и признать, что Казахстан сегодня – исключительно полицейское государство.
Реформировать эту систему, при сохранении политического строя в виде диктатуры, и с людьми, которые эту диктатуру защищают полицейскими, но не правовыми, методами – утопия. Где-то в соцсетях болтается брошенная группа, созданная энтузиастами «реформ в МВД», созданная после убийства Дениса Тена… Это закономерный итог всех, без исключения, попыток реформирования диктатуры с участием диктаторов, и на их условиях.
Сейчас мы все наблюдаем за мощнейшей в истории Беларуси попыткой мирным и цивилизованным путем сменить диктаторский режим засидевшегося, клинически выжившего из ума Лукашенко; как иначе оценить его «пиаразмы с автоматом»…
Мы видим, как люди, которых Лукашенко обзывает наркоманами и бандитами (ничего не напоминает, из нашей истории?), демонстрируют миролюбие и организованность, даже под дубинками лукашенковских и бандитов. Желаем им победить.
Реформы в диктатуре – это только снизу, и дОверху. Все остальное – даже не заблуждение, а осознанная ложь в пользу сохранения диктатуры. Без вариантов.