Еще один материал от патриарха казахского протестного движения Казахстана, Сагата Жусипа. В преддверии 31 мая, Дня Памяти жертв политических репрессий, тема этой публикации – фрагмент из малоизвестной истории политического поля страны – актуальна. Потому что то, что происходит в Казахстане, в части политического оппонирования действующей власти – это история непрекращающихся политических репрессий, со своими героями, жертвами, и негодяями…
ИЗ ИСТОРИИ ПАРТСТРОИТЕЛЬСТВА
В этом году гражданское движение Казахстана «Азат» отмечает свое тридцатилетие. Должен сказать, что это единственное в республике общественное объединение, члены которого последние 15 лет с постоянством отмечают годовщину своего движения; очень похвальное постоянство.
Они отмечают важные даты своего движения, отмечают даты рано ушедших из жизни товарищей, выпустили десятки книг по истории «Азата», воспоминания о соратниках. Это очень хороший пример другим общественным объединениям, движениям и партиям Казахстана. Мы, граждане молодой независимой республики не должны забывать пионеров и первопроходцев нового дела — создания гражданского общества в новом Казахстане. Имена С. Акатаева, М. Исиналиева, Б. Даримбета, С. Шапагата вошли в историю демократической общественности страны. Немало демократов-азатовцев и в нынешних рядах общества, такие как Ж. Куанышалин, Х. Кожахмет и другие.
В этой связи иногда задаешься вопросом: а почему наши другие партии и движения, скажем, Нур Отан, не занимаются воспоминаниями о том, как они начали.. Ведь были же СНЕК, ПНЕК и другие…?
Ответ, по обыкновению, прост. Потому что у них нет зачинателей в этом деле, не было у них «отцов и прародителей», кроме одной могучей партии ХХ века, также из четырех букв. Они ничем не могут похвастаться, в плане создания чего-нибудь демократического, потому что такого нет даже в их мыслях. Проще сказать, они не могут создавать что-либо новое. Потому что они не вышли из народа, из недр, из массы простого народа, никогда не думали о благе народа.
Их целью был захват власти, и в этом они быстро преуспели. Потом они думали только о том, как удержать эту власть, удержать надолго, завладеть богатством и сохранить диктатуру «воспитанника» одной партии. Другой их целью всегда было уничтожение в этом партийном поле оппонирующих сил, движений, партий. Они не могли честно конкурировать, потому что у них не было конкурентной идеологии, как не было и реальных аргументов против критики. Сохранить свою партию они могли — только лишь уничтожив оппонентов… В первые годы независимости пойти на такие действия они еще не могли, поэтому прибегали к технологиям раскола, противопоставления, розни…
В этом плане мне сразу приходит в память пример с «Азатом». Когда в начале 1990 года на арену вышел ГДК «Азат», нынешние «отцы-основатели» Нур Отана обеспокоились. Надо было скорее убрать из конкурентного поля будущих оппонентов. И вот тут то они впервые вытащили свое испытанное оружие — противопоставление одного движения другому. Быстро нашли «Азату» своего «кнпк» тех времен, и сообразили на скорую руку движение «Единство».
Сразу нашли лидеров — Бунаков, Елеусизов и другие. Организовали мощную пддержку в лице секретаря ЦК КП Казахстана С. Байжанова. А против «Азата» натравили группу казахских писателей и поэтов. В сентябре 1990 года С. Байжанов организовал в ЦК горячий прием руководству «Единства». Об этой встрече два печатных органа ЦК Казахстана «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» (№ 217) напечатали отчет журналистов К. Азимханова и Т.Костиной «Позиции уточнены, согласие наметилось». Потом эту статью перепечатали все областные газеты. Почитайте эту статью и увидите, какие дифирамбы «пел» С. Байжанов «Единству». Восхваляя «Единство» и осыпая градом критики «Азат», С. Байжанов сказал: «Свое отношение к программе этой организации («Азат», С.Ж.) с чисто националистическими вкраплениями, плавающими целями, к их акциям на грани фола, я уже высказал в печати. Что же касается «Единства», то можно сказать так: «Позиции уточнены, согласие наметилось». Вот так! Но, что дальше? Что случилось с «Единством»? Куда они пропали?
Некоторые руководители этого движения оказались на стороне противников независимости Казахстана. После раскрытия их не добрых намерений, они вынуждены были бежать в Россию, некоторые оказались в рядах казачества. Известный «радетель за экологию», М. Елеусизов, «отличился» тем, что стал «неоднократным претендентом в президенты», каждый раз, на собственных выборах — публично голосуя за Назарбаева.
Да, так быстро ушло в небытие «Единство». Но, цель была достигнута, «Азат» убрали с политического поля. За это Бунаков был награжден медалью; власти всегда отмечали его за какие-то непонятные заслуги. Такой опыт, наследство, память — оставляли «прародители Нур Отана» везде, где бы, и под какими именами они не появлялись: — «Единство», СНЕК, ПНЕК и другие. Они быстро были выброшены в свалку истории, о них забыли, даже вспоминать о них — тошно. А вот о своем членстве в «Азат» люди всегда вспоминают с гордостью.
Интересно, что будет потом с Нур Отаном, будут ли о нем вспоминать? Сейчас Нур Отан борется, чтобы люди забыли, не вспоминали, «азатовцев», «двковцев», «алговцев». Но, увы, тщетно. Не получается. Не получится.
Лучше бы подумали о себе… О том, с каким отвращением будут вспоминать люди обо всем, что было связано с Нур Отаном..
Сагат Жусип