«Пандемия коронавируса быстро становится кризисом прав человека в мире». Эта цитата генерального секретаря ООН Антониу Гетерреша, опубликованная им в Твиттере, стремительно разлетелась по информационным агентствам всего мира.
Специальный доклад ООН разобрали на фразы, каждая из которых выражает тревогу по поводу отчетливого стремления многих стран максимально использоваться ограничения, связанные к карантинными мероприятиями — для подавления или значительных ограничений прав граждан этих стран.
«…Наилучший ответ на кризис — это тот, который соразмерен реальной угрозе и при этом защищает человека и верховенство закона… Пандемия создает дополнительные трудности, которые, если не будут смягчены, повысят напряженность и могут спровоцировать гражданские беспорядки. Это может спровоцировать жесткую реакцию со стороны служб безопасности. Во всем, что мы делаем, давайте всегда помнить, что угрозу представляет вирус, а не люди».
Если Генсек ООН говорил о «некоторых странах», оставляя за рамками своего выступления их названия, то Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) обошлась без дипломатических экивоков, и в своем заявлении указала на то, что «выходят за рамки целесообразных» мер реагирования, и нарушают права граждан, конкретно правительства Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, и Таджикистана. Всем «станам» досталось «на орехи» за то, что они использовали меры по сдерживанию инфекции, «для преследования журналистов, медицинских работников и других лиц, пытающихся информировать общественность или защищать права граждан».
В адрес руководства Казахстана в заявлении сказано, что действующие законы были использованы для подавления свободы мнений, упоминается о суде над активистом Багдатом Бактыбаевым, обвиненным в провоцировании беспорядков за то, что он опубликовал кадры очередей в различные инстанции, для оформления соцвыплат. Упоминаются также арест Альнура Ильяшева, задержание Армана Шураева, в связи с обвинением в распространении заведомо ложной информации, и опять же – провокацией нарушений общественного порядка в условиях ЧП…
В заявлении приводится экспертная оценка ситуации «Адиль соз» «Трудно интерпретировать то, что происходит сейчас [в отношении этих арестов], как что-либо иное, чем подавление неприятных мнений из-за страха заключения в тюрьму…».
«В Казахстане карантинные меры осуществляются произвольными и несоразмерными способами. По состоянию на 16 апреля более 5000 человек были обвинены в административных правонарушениях за нарушение карантина, и 1626 из них были приговорены к тюремному заключению. Законность этих арестов не всегда ясна».
«Хьюман Райтс Вотч поговорила с Ляля Исламова из Актобе, которая решила самостоятельно изолироваться до того, как правительство введет там какие-либо карантинные меры. После того, как она в шутку сообщила в социальных сетях, что вышла на кофе и тем самым «нарушила карантин», полиция задержала ее, и судья приговорил ее к трем дням заключения. Судья приговорил одного активиста в городе Шымкент к 35 суткам лишения свободы за то, что он предположительно нарушил чрезвычайные меры, после того, как он снимал на видеокамеру прохождение через контрольно-пропускной пункт полиции и передавал его в социальных сетях».
«Неясно, как охраняется здоровье людей во время содержания под стражей. Правозащитник в городе Уральске сказал, что лица, отбывающие наказание за административные правонарушения, содержатся в камерах с четырьмя-шестью людьми без возможности социального дистанцирования. Активист также сказал, что в местах содержания под стражей нет медицинских изоляторов. Правительствам следует сократить число людей, находящихся под стражей, чтобы предотвратить вспышку Covid-19, а не задерживать людей за нарушения карантина или комендантского часа».
«По крайней мере, в двух городах Казахстана чиновники закрыли подъезды ко всем жилым зданиям, где были подтверждены случаи Covid-19. Хотя по крайней мере в одном случае замки были сняты после критики со стороны активистов и уполномоченного по правам человека в стране, СМИ Павлодарской области сообщили, что по крайней мере 11 проходов были закрыты, а жители, находящиеся внутри, зависели от добровольцев, которые приносили частные пожертвования, еду. В других городах оцепили проходы или целые здания чуть менее экстремальными способами, например, разместив полицейских снаружи. Новостные агентства сообщали, что власти не объяснили меры и как долго они продлятся».
По словам Хьюман Райтс Вотч, трудно оправдать закрытие целого здания или запретить жителям выходить из здания, когда конкретные люди или домохозяйства были заражены вирусом Covid-19. Такие шаги не являются ни пропорциональными, ни строго необходимыми для предотвращения передачи Covid-19, и, наоборот, могут увеличить риск передачи среди жителей.
Известно, что в Казахстане власти максимально препятствуют адвокатам и правозащитникам посещать лиц, находящихся в местах лишения свободы. Вместе с тем, «…25 марта Подкомитет ООН по предупреждению пыток, который следит за соблюдением договора, издал руководство для всех сторон протокола, в котором четко указывалось, что такие официальные наблюдатели «должны продолжать выполнять свой мандат на посещение во время пандемии коронавируса, хотя и в что они делают, должны учитывать законные ограничения, в настоящее время налагаемые на социальные контакты ».
Комитет отметил, что предотвращение пыток является абсолютным обязательством, даже в чрезвычайных ситуациях, и что наблюдателям не может быть полностью отказано в доступе к местам содержания под стражей, предлагая принять методы, которые включают усиление конфиденциальной электронной и видео связи с задержанными. Активисты заявили, что запрет на мониторинг может привести к увеличению случаев пыток».
Как видим, и ООН, и международные правозащитные организации, осуществляющие постоянный мониторинг соблюдения прав человека, в частности – HRW, далеки от восторга относительно того, как в странах с диктаторскими режимами, в частности, в Казахстане, относятся к правам человека, особенно – в условиях пандемии.
Их оценки базируются на объективно зафиксированных фактах и их оценках. И эти оценки не оставляют не оставляют камня на камне от глумливой демагогии казахстанской власти и ее холуйского окружения. аш налоговый